МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Наши рассылки
Мифы и легенды древней Греции - выпуск №2.
Добро пожаловать на рассылку сайта Мифы Древней Греции!
Приглашаем Вас посетить наш новый проект - Метакаталог почтовых рассылок LISTS.COM.UA

Клуб Интересных Людей - наш партнерский сайт. Это место для тех, кому есть что сказать людям. Вы можете разместить здесь свои произведения - стихотворения, рассказы, романы, стихи, статьи, картины, музыку и многое другое. Клуб приглашает всех, кому есть что сказать людям! Писатели, поэты, музыканты, художники - это место для вас!
----------------------------------------------------------------------------
Наш сайт "Мифы Древней Греции" извещает об открытии рассылки. В ней будут публиковаться всевозможные интересные материалы, посвященные древнегреческой мифологии. Это и описания деяний богов и подвигов героев, и мифы в изложении профессора Куна, и истории по мотивам древнегреческих мифов от наших читателей, и фрагменты мифологических произведений лучших фантастов (Г.Л. Олди и др.), и многое-многое другое. Что именно - решать вам! Напишите мне свои пожелания и предложения! Вы также можете присылать свои произведения (рассказы, стихотворения, статьи) по мотивам греческой мифологии - все они будут опубликованы на сайтах Мифы Древней Греции и Клуб Интересных Людей, а также в рассылках. У вас есть шанс прославиться! :))
----------------------------------------------------------------------------
Итак, в сегодняшней рассылке: бог виноделия, бог вина Дионис, стихотворение "Delenda est" Валерии Юрловой, статья "Боги и демоны богатства" Николая Гладких и, как обычно, фрагмент романа Генри Лайона Олди "Герой должен быть один".

Дионис (часть первая)
Дионис (у римлян Вакх) - бог виноделия, бог вина.

РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДИОНИСА (в изложении Н.А. Куна)

Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:
- Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.
Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.
И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.
Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Тогда царь богов и людей призвал сына своего, быстрого посланника богов, Гермеса, и велел ему отнести маленького Диониса к сестре Семелы, Ино, и ее мужу Атаманту, царю Орхомена (Город в Беотии, на берегу Капаидского озера), они должны были воспитать его.
Богиня Гера разгневалась на Ино и Атаманта за то, что они взяли на воспитание сына ненавистной ей Семелы, и решила их наказать. Наслала она на Атаманта безумие. В припадке безумия убил Атамант своего сына Леарха. Едва успела бегством спастись от смерти Ино с другим сыном, Меликертом. Муж погнался за ней и уже настигал ее. Впереди крутой, скалистый морской берег, внизу шумит море, сзади настигает безумный муж - спасения нет у Ино. В отчаянии бросилась она вместе с сыном в море с прибрежных скал. Приняли в море Ино и Меликерта нереиды. Воспитательница Диониса я ее сын были обращены в морские божества и живут они с тех пор в морской пучине.
Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес. Он перенес его в мгновение ока в Нисейскую долину и отдал там на воспитание нимфам. Дионис вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие. Воспитательницы Диониса, нимфы, были взяты Зевсом в награду на небо, и светят они в темную звездную ночь, под названием Гиад (Гиадами называется скопление звезд в озвездии Ориона, одном из наиболее ярких созвездий на небе) среди других созвездий.

ДИОНИС И ЕГО СВИТА

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. Он сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий около него мех с вином. Венок из плюща сполз набок на его лысой голове. Покачиваясь, едет он, добродушно улыбаясь. Молодые сатиры идут около осторожно ступающего осла и бережно поддерживают старика, чтобы он не упал. Под звуки флейт, свирелей и тимпанов шумное шествие весело двигается в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам. Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино.


Празднества в честь Диониса важны были тем, что они послужили началом театральных представлений в Афинах. Во время празднеств в Афинах (великие Дионисии) выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов и исполняли особые гимны - дифирамбы; их начинал запевала, а хор ему отвечал; пение сопровождалось пляской. Из этих дифирамбов создалась трагедия (само слово можно объяснить как "песня козлов"). На сельских же празднествах в честь Диониса (сельские Дионисии) исполнялись шуточные песни, которые тоже начинал запевала; они тоже сопровождались плясками; из них произошла комедия.

Об этом - в следующей рассылке...
Delenda est
- Валерия Юрлова

       
Из мира вечной темноты,
Где разум зла вершит свой суд,
Где извращаются мечты,
На Землю прислан был суккуб.
Он щедро одарен был красотою.
Он обладал жестоким злым умом.
И обладал он дьявольской душою,
И злым пороком все дышало в нем.
О, жгучий взгляд зеленых глаз!
Улыбка с обещаньем наслажденья!
Игра людьми с игрою фраз
Меняясь, дарит всем влеченье.
Поддавшись чарам и желаньям,
Забыла жертва все подчас,
Не вняв чужим увещеваньям,
Она забыла божий глас.
Но цепко держит жертву Демон.
И душу жертвы отнимает он.
В глубины Стикса ввергнет тело,
А душу отошлет он в Ахерон...
Живет веками злобный Демон,
Творя свои деянья средь людей,
Воздвигнув цитадель, где небо
С землею делит широту полей.
И цитадель та устрашает
Своим величием и мрачной красотой.
И духи всячески пугают
Всех тех, кто в путь отправился ночной.
Обитель зла и колыбель порока
С неодолимой силою к себе манит.
И лишь подходишь ты к порогу,
Как путь назад навек тебе закрыт.
Для тех, кто жаждет грез своих свершенье,
Исполнить грезы там сулят.
Взамен - исполнить лишь одно веленье:
Ты душу должен им свою отдать.
А если продать душу захотел ты,
То не успеешь шевельнуть рукой,
Как в тот же миг из темноты
Сам Демон явится перед тобой.
Но если уничтожить Демона ты хочешь
И если же в тебе осталася не только месть,
К победе путь на крепости увидеть сможешь
На стенах в надписи " ... Delenda est*".


*"...Delenda est" (лат.) - ...должен быть разрушен.

БОГИ И ДЕМОНЫ БОГАТСТВА
Николай Гладких
Не только в славянских языках слова "богатство" и "бог" связаны общим корнем. В латыни так же - "dives" ('богатый') и "divus" ('бог'). Много веков человек верил в бухгалтерию высших существ, справедливо или нет выделяющих материальные блага, и далеко не сразу главным творцом своего благосостояния осмелился считать себя. Но и сейчас некоторые предприниматели заинтересованно спрашивают: подскажите, кого бы можно было избрать в покровители?

В обширном пантеоне древнегреческих божеств нашлось место и для бога богатства. Звали его Плутос (отсюда "плутократия" - "власть богатства"). Вероятно, вначале он не отделялся от бога подземного царства Плутона, что указывает на источник его богатства - изобилие земных недр. В более позднем варианте Плутос был сыном богини плодородия Деметры. Статуя скульптора Кефисодота изображала его младенцем на руках у богини мира Эйрены, приносящей процветание и изобилие мирным труженикам. Росписи на вазах показывают нам Плутоса-старца. Таким он выведен и в комедии Аристофана "Плутос" - слепым стариком, несправедливо и случайно распределяющим богатства в обществе, где никто не хочет работать. Обнищавшие олимпийские боги вынуждены наниматься поденщиками к разбогатевшему бедняку. Кстати, богиня бедности - Пения - у греков тоже имелась.

Ироничное отношение греческих богов к неуемному стяжанию богатств выражено в известной истории фригийского царя Мидаса. В благодарность за услугу бог Дионис пообещал выполнить его желание. Мидас захотел, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Увы, даже пища в его руках становилась золотой. Чтобы не умереть с голоду, Мидас вынужден был молить бога взять свой дар обратно.

У древних римлян Меркурий, имя которого происходит от слова "товар", "торговать" (отсюда современное - "меркантильный") , был богом торговли, прибыли и обогащения. Под защитой его храма в Риме находилась коллегия торговцев. Одним из атрибутов Мекурия был кошель. Бог мог обеспечить не только торговую прибыль, но и указать на зарытый клад.

Упомянем еще римскую богиню брака и материнства Юнону Монету ("советницу"), в храме которой чеканились деньги. Ее имя растворилось во всех европейских языках.

Многобожию греков и римлян еврейская Библия противопоставила единого Бога. В Ветхом Завете Он наделяет богатством своих избранников - Авраама, Исаака, Иакова; колена израильские хвалятся своим благосостоянием. Богатство, идущее от Бога, есть благо, в котором материализована благодать духовная. Наряду с долголетием, здоровьем и всеобщим уважением это знак Божией щедрости и заботы.

Но не всякое богатство - дар Божий. Неправедно нажитое богатство - тщетно и опасно. "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле" (Исайя 5:8), "Дома их полны обмана; чрез это они возвысились и разбогатели" (Иеремия 5:27). "Надеющийся на богатство свое упадет" (Притчи 11:28).

Иисус Христос подхватывает обличительный пафос ветхозаветных книг Библии. Его слова "Горе вам, богатые, ибо вы получили утешение ваше" (Лука 6:24) звучат как безусловное осуждение. Христос требует полного отречения от бремени материальных благ во имя освобождения духа. "Всякий из вас, если не откажется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (Лука 14:33). Через евангелия в языки вошло сирийское слово "маммона", означающее "богатство": "Не можете служить Богу и маммоне" (Матфей 6:24; Лука 16:13). И знаменитое: "легче канату пройти через игольные уши, чем богатому в Царство Божие", из-за сходства двух греческих слов превратившееся в "легче верблюду пройти" (Матфей 19:23-24).

Вместе с тем богатство получает смысл, если оно раздается нуждающимся (Матфей 19:21, Лука 12:33, 19:8). Подлинное богатство - не то, которое копят, а то, которое отдают (2-е послание апостола Павла коринфянам), ибо "Блаженнее давать, чем принимать" (Деяния апостолов 20:35).

Поздние христиане выискивали в Новом Завете образы, как бы смягчающее суровое отношение Христа к материальному достатку. К таким образам относится Иосиф из Аримафеи, богатый человек из окружения Христа, после Его распятия принявший в принадлежавшую ему гробницу тело Господа. Чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, стала высоким символом позднесредневекового рыцарства - Святым Граалем.

В эпоху Возрождения одним из популярнейших сюжетов живописи становится "Поклонение волхвов". В изображении роскошных даров, принесенных тремя восточными царями младенцу Иисусу, нарождающаяся буржуазия увидела принятие своих достоинств и заслуг.

А святым покровителем банкиров и бухгалтеров был объявлен апостол Матфей, автор первого евангелия Нового Завета, поскольку до встречи с Христом он был мытарем - сборщиком налогов для римлян. На картинах он изображается с мешочком для денег.

По другой причине с мешочком или ящичком для денег изображается и апостол-предатель - Иуда Искариот. Когда Мария Магдалина помазала драгоценным миром ноги Христа, Иуда предложил: "для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, а потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали" (Иоанн 12:5-6).

Непостижимая - творящая и разрушительная - сила денег и богатств по-своему олицетворялась в причудливых образах народного сознания. Средневековый эпос, а вслед за ним сказки, легенды, романы населяются великанами, карликами, троллями, драконами и прочими персонажами "низшей мифологии" - хранителями, дарителями и похитителями сокровищ. Добавьте к этому волшебные кольца, неисчерпаемые кошельки, возвращающиеся монеты и т. п.

Неправедное, возникающее ниоткуда и исчезающее никуда золото осознавалось как бесовское, демоническое. И не только бедным, неграмотным людом. Первые естествоиспытатели, чернокнижники и алхимики призывали на помощь духов тьмы, чтобы превратить олово, свинец, медь в благородные металлы. О быстром золоте мечтали разоренные войнами короли и феодалы. Демон по имени Баррон обещал обогатить маршала Жиля де Реца, прототипа Синей Бороды, героя самого громкого процесса, связанного с черной магией, в XV в. Мефистофель показывал доктору Фаусту клады, зарытые в земле. На этом же специализировался герцог демонов Барбатос. В книге Роберта Мазелло "Падшие ангелы и духи тьмы" мы находим Маммона, превратившегося в демона скупости и алчности, и Мельхольма, хранителя сокровищ принцев Ада, и князя черных архангелов Оливера, вселявшего в сердца людей жестокость и равнодушие к беднякам, и Ойеллета, подбивавшего людей нарушать обет бедности.

В заключение мы хотим привести небольшой рассказ о бесе, сделавшем подарок доброму человеку, из немецкого сборника дидактических историй XVI в.:

Один добрый, но простоватый человек, зайдя в церковь, увидел в углу изображение очень некрасивого беса. Пожалел его человек и поставил ему свечку. Через некоторое время идет он по лесу. Навстречу ему этот самый бес. "Ах, - говорит, - добрый человек, никто мне никогда не ставил свечек! Я тебя отблагодарю. Вот под этим деревом зарыт богатый клад. Иди домой, возьми лопату и возвращайся, вырой его!" - "А как же я снова узнаю это дерево?" - А ты навороти под ним кучу, по этой примете и разыщешь". Человек так и поступил, и казалось ему, что он сидит под деревом. А на самом деле это ему приснилось. Когда он проснулся, вся постель была замарана, а жена его сильно сетовала. "Вот она, благодарность беса", - сказал добрый человек, и выражение это вошло в пословицу.

Напечатано в журнале:
ЭКО. - Новосибирск, 1996. - № 11. - С. 219-223.
ГЕРОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН - Генри Лайона Олди (фрагмент романа)
И, напоследок, очередной фрагмент романа Генри Лайона Олди "ГЕРОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН"
(публикуется с разрешения авторов)


Пройдя через двор, Амфитрион легко взбежал по ступенькам и вошел
в дом, который покинул почти год назад, уйдя в поход на
тафийцев.

"Стоили ли этого все захваченные острова?" - подумал он,
приближаясь к опочивальне, и невесело улыбнулся, так и оставив
этот вопрос без ответа. Спавшая на пороге девчонка-рабыня не
проснулась при его появлении, свернувшись калачиком и сладко
посапывая - и пришлось сперва пнуть ее ногой, а потом зажать
рот, чтобы она с перепугу не разбудила всю челядь своим визгом.
Когда до глупой девчонки дошло, что никто на нее не покушается
(чем она была немало огорчена), а это просто вернулся долго
отсутствовавший хозяин - она проворно убежала вглубь дома, а
Амфитрион расстегнул фибулу плаща, дав ему упасть на пол, шагнул
через порог и замер, как мальчишка.

У него были женщины. У него, тридцатитрехлетнего мужчины, было
множество женщин - и до Алкмены, и после нее; он знал все
уловки жриц Афродиты, он знал случайную страсть дочерей и сестер
тех гостеприимных хозяев, в чьих домах ему приходилось
останавливаться, он испытал острое наслаждение ужасом и болью
пленниц, зачастую еще не достигших женского совершеннолетия
- но никогда и никого он не любил так, как эту разметавшуюся на
ложе женщину, дочь своего дяди Электриона, дочь своей родной
сестры Анаксо, свою племянницу, двоюродную сестру и жену
одновременно.

До беспамятства.

Неистово и самозабвенно.

Той любовью, которую боги не прощают.

Амфитрион резко выдохнул воздух, ставший вдруг
болезненно-жгучим, и упал на колени подле ложа, срывая и
отшвыривая в сторону льняной хитон, ткнувшись лицом в жаркую
вседозволенность и не успев удивиться тому, что постель
оказалась смятой и разбросанной, как если бы в ней приносились
обильные жертвы Киприде Черной, владычице плотских утех, или
если бы Алкмену всю ночь мучили кошмары.

Он не думал и не удивлялся.

Он был неловок и жаден, и непривычно тороплив.

Он - был....


Когда способность рассуждать вернулась к нему, он устало
откинулся на подушки, разбросав мощные бугристые руки в шрамах и
бездумно глядя в потолок.

Что-то мешало расслабиться.

Не так представлял он себе миг возвращения. Слишком обыденно все
вышло, слишком быстро и пресно, и неудовлетворенность занозой
сидела в мозгу, мешая успокоиться и сказать самому себе: "Ну,
вот я и дома!"

Тяжелая ладонь Амфитриона, покрытая мозолями от копья и рукояти
меча, машинально легла на грудь так и не проснувшейся
окончательно жены.

Грудь была влажной и горячей.

- Хвала небу, - сонно пробормотала Алкмена, слегка выгибаясь
под прикосновением. - А говорил - рана, мол, копьем сунули
по-глупому... вот и не выходит, как раньше. Вышло, наконец...
Как раньше. Врал, небось, про рану? Пленницы измучили, да?

Сперва он не понял.

- Какая рана? - спросил он, приподнимая голову.

Алкмена не ответила. Она дышала ровно и глубоко, и спутанная
грива ее черных волос слабо поблескивала в полумраке
опочивальни.

- Какая рана-то? - раздраженно переспросил Амфитрион, холодея
от странного предчувствия, что сейчас в его судьбе что-то
рвется, только никто этого не знает, и изменить уже ничего
нельзя.

- Твоя рана, какая еще, - не открывая глаз, ответила Алкмена с
еле заметной хрипотцой в голосе, так волновавшей его раньше.
- Ты ведь чуть ли не с полуночи маешься... раз пять начинал, и
так, и эдак - а потом зубами скрежещешь и бегаешь туда-сюда!
Ну, спи, спи, тебе отдыхать надо... не ходи ты никуда больше,
милый, давай поживем, как люди... я тебе сына рожу... двоих... и
дочку...

Он дождался, пока Алкмена уснет совсем, потом поднялся и вышел
во двор в одной набедренной повязке.

Небо было серым и блеклым.

Амфитрион Персеид смотрел в небо, и лишь враги, убитые им во
многих сражениях, могли бы подтвердить: да, именно такими
глазами он смотрел на нас, нанося последний удар. Не зря
шептались люди, что у Персея Горгоноубийцы и всего его потомства
во взгляде осталось нечто от взгляда Медузы, превращавшей живое
в паросский мрамор.

- Кто бы ты ни был, - глухо прорычал Амфитрион, и на шее его
вздулись лиловые вены, - кто бы ты ни был - будь проклят!
Слышишь? Проклят!

Потом он упал на колени, как падал перед ложем жены, и ткнулся
лбом в песок двора, остывший за ночь.

Испуганная рабыня выглянула из дома, беззвучно ойкнула и
спряталась обратно.


----------------------------------------------------------------------------
Поддержка рассылки:
Вот, пожалуй, и всё.
Пишите мне, о чем вы хотите узнать, чьи произведения вы желаете увидеть в рассылке и на сайте!
Не забывайте присылать и свои произведения! Слава ждет вас!
Архив рассылок
mythes@yandex.ru

Всегда Ваша,
Виктория Зырянова aka Caroline